Ведущие авангардные течения - и кубизм, и фовизм - оказали наибольшее влияние на керамику Ар Деко. Дерзания Сони Делоне, экспонированной на Парижской выставке 1925 года, сподвигли художников радикально пересмотреть традиционный подход к процессу изготовления керамических изделий. Аналитический метод кубизма научил мастеров индивидуальному подходу к каждому изготовляемому предмету, акцентируя его связь с конкретными историческими обстоятельствами, временем и местом.
Соня Делоне (Sonia Delaunay, 1885-1979) – великая леди абстракционизма и ар деко, художница, развившая собственный стиль – симультанизм, выражавший динамику движения и тонкости цветовых созвучий. Современную жизнь с ее электрическими огнями, танцевальными барами и женщинами, освобожденными от корсетов и условностей, она хотела воплотить в вибрирующих, «танцующих» узорах ткани. Соня создавала “платья-стихотворения” в духе сюрреализма и театральные декорации для балета Сергея Дягилева, была дизайнером, работала не только в области интерьеров, но и занималась тюнингом автомобилей.
Соня Делоне-Терк (урожденная Сара Елиевна Штерн) родилась в 1885 году в Градижске (Полтавская губерния). Родители девочки умерли очень рано, и малышку забрал в свою семью дядя Анри Терк. Имея адвокатскую практику в Петербурге, он смог дать Саре прекрасное образование. Во время школьных каникул девочка путешествовала по Европе, знакомясь с лучшими коллекциями музеев Франции, Германии, Италии. Ее способности в живописи заметил школьный учитель рисования, и по его совету она в 18 лет поступила в Академию изящных искусств Карлсруэ.
Через два года девушка переехала в Париж, где продолжила художественное образование в Академии Ла Палетт. Но неудовлетворенная академической манерой преподавания Сара много времени проводит в художественных галереях, студиях, входит в круг радикальной французской молодежи. В то время молодая художница находилась под влиянием Ван Гога, Гогена, Руссо, фовистов. В 23 года Соня Терк выходит замуж за немецкого критика, коллекционера и галериста Вильгельма Уде, который занимался примитивистами и современной живописью. Пышную свадьбу играют в Лондоне, но уже через год Соня уходит от него к молодому талантливому абстракционисту Роберу Делоне, котрый в 1910 году становится ее мужем. Вскоре у супругов родился сын Шарль (в будущем известный историк джаза).
Соня и Робер Делоне разработали совершенно новый стиль в изобразительном искусстве — симультанизм (или орфизм, как назвал его Гийом Аполлинер). Живописным языком концентрических "солнечных кругов" этот стиль выражал динамику движения, тонкости цветовых созвучий. Примичательно, что отношения четы Делоне с Вильгельмом Уде всю жизнь оставались удивительно доброжелательными. Вильгельм покупал полотна обоих художников, прекрасно осознавая, насколько они талантливы.
В это же время Соня Делоне увлеклась созданием рисунков на ткани, вышивкой и оформлением интерьеров. Даже одеяльце для своего новорожденного сына она превратила в арт-объект, создав его в стиле пэчворк (хранится в Музее современного искусства в Париже), который она затем взяла на вооружение, используя в дизайне экстравагантных платьев.
События Первой мировой войны вынудили супругов переехать в Португалию, а после в Испанию, где Соня познакомилась с Игорем Стравинским, Сергеем Дягилевым, Вацлавом Нижинским. Для антрепризы Дягилева она создала эскизы костюмов, а к балету «Клеопатра» - декорации. В этот период Соня Делоне берется буквально за любую работу: создает модели одежды и обуви, рисунки к игральным картам, театральные костюмы, занимается тюнингом автомобилей, ткет ковры, иллюстрирует книги. В 1916-1920 годах она участвует в выставках в Стокгольме, Бильбао, Берлине.
После войны супруги вернулись в Париж, где Соня Делоне подружилась с основателями сюрреализма Андре Бретоном и Луи Арагоном, а также презентовала свои знаменитые "платья-стихотворения". Поэтические строки, которые художница воспроизвела на модных нарядах, написал знаменитый дадаист Тристан Тцара. Ее ноу-хау вошли в моду, и в 1924 году на Елисейских полях вместе Ж.Хеймом она открыла «Симультанистский бутик» (вошедший в состав Международной выставки декоративных искусств в Париже). Там демонстрировались модели деловых, вечерних и спортивных платьев из тканей подобного авангардного типа – с крупными и броскими цветовыми узорами, рассчитанными на сочетание с аналогичными декоративными ритмами модных интерьеров. Таким образом она воплотила свою мечту об «изменяющемся и движущемся произведении искусства». Даже на пляже она и ее клиентки носили лишь «искусство».
Соня стала исключительно популярным иллюстратором моды и дизайнером текстиля, и в 1925 году американский журнал "Вог" вышел с рекламой "оптического платья" от Сони Делоне на обложке. Вместе со своим мужем участвовала в оформлении Парижской Всемирной выставки 1937 года, для которой создала панно величиной в 235 кв. м. Ее работа была отмечена золотой медалью. В 1939 году она основала салон под названием Realites Nouvelles ("Новые реальности"), существующий и поныне.
После смерти робера Делоне в 1941 году, Соня, несмотря на постигнувшее ее горе, проложает с удвоенной энергией работать над общими проектами, стремится увековечить память о муже, издает его теоретические труды. Она пишет воспоминания о робере и сових друзьях – Г. Аполлинере, П.Пикассо, Ф.Леже, Ж.Брака, А. Экстер, В. Кандинского, А. Архипенко. Соня Делоне — первая художница, имевшая персональную выставку в Лувре (1964), а в 1975 году была награждена Орденом Почетного легиона. Умерла художница в Париже 5 декабря 1979 года.
#фарфор@syuzani #Art_Deco@syuzani